Find best Joomla templates at GetJoomlaTemplatesFree.com
Здесь нашел интересный обзор

Обычно, сформировавшись в недрах прежнего растения, семена находятся в стадии покоя. Различают физические при­чины — например, прочная, не проницаемая для воды, а у не­которых семян и для кислорода оболочка, и физиологические, вызываемые наличием ингибиторов — физиологически актив­ных веществ, тормозящих прорастание. Состояние покоя, вы­званное ингибиторами, характерно для большинства многолет­них плодовых культур. Причем ингибиторы могут присутство­вать в мякоти плода, в семени. Прорастания семян помидоров внутри плода не происходит, хотя там достаточно влаги, но стоит семена промыть, как они становятся готовы к про­растанию. Установлено, что наличие ингибитора в мякоти пло­да томата препятствует прорастанию его семян. Покой семян яблони обеспечивается абсцизовой кислотой (АБК). Иногда снятия действия ингибитора недостаточно для того, чтобы се­мя проросло, а нужны стимуляторы роста. Один из них — холодная стратификация семян, применяемая для большин­ства плодовых культур. При наличии влаги и низкой положительной температуры около +5° нарушается проницае­мость оболочки семени, подавляются ингибиторы прорастания и синтезируются стимуляторы роста. У некоторых растений эта цель достигается с помощью стратификации при переме­жающихся температурах. Например, чтобы побудить к про­растанию семена калины, их следует сначала выдержать во влажной среде при температуре 21—27°, а затем подвергнуть холодной стратификации. Немало растений, у которых двой­ной механизм блокирования прорастания, особенно он харак­терен для семян сорняков. Первый механизм физический — вода не может попасть к семени, пока не разрушена его оболочка, второй — физиологический, требующий для его снятия холодной стратификации. В природе такие растения готовятся к прорастанию в течение двух лет. Вот почему так трудно, даже применяя парование почвы, очистить ее от сор­няков.

Покой семян имеет биологическую основу и возник как механизм, предупреждающий осеннее прорастание семян и гибель проростков с наступлением зимы.

Прорастание большинства овощных культур не блокиро­вано физически и физиологически. Будут вода и тепло — про­растут. Однако обработка их, например раствором марган­цовки, существенно повышает всхожесть и энергию роста.

Ювенильный (юношеский) период. Большинство растений заканчивает эмбриональный период с появлением первого настоящего листа, после чего начинается усиленный вегетативный рост. У однолетних садовых растений он длится от одного до двух месяцев и заканчивается с началом цве­тения.

Юношеский период у многолетних растений начинается с появлением первых настоящих листочков и продолжается до первого плодоношения. У земляники он длится год, а яблони особенно груши может продолжаться 8—20 лет.

Растения в юношеском (ювенильном) периоде имеют ряд морфологических отличий: на сеянцах развиваются часто колючки, мелкие, тонкие, слабоопушенные листья, свойственные диким родичам этих плодовых растений. Имеются многочисленные данные о том, что юношеские свойства многолетних растений сохраняются в их тканях. Так, волчковый побег, выросший из нижней части дерева, повторяет внешние признаки «дикаря». В то же время побеги в юношеской стадии лучше укореняются, например у вишни при размножении ее зелеными черенками. По мере старения растения способностъ его побегов укореняться слабеет или утрачивются вовсе.

Покой почек. В пазухе листа в процессе роста побега формируются почки. Они не трогаются в рост в силу доминирования (преобладания) роста верхушек, куда устремляются регуляторы роста — ауксины. Если срезать верхушку, из части боковых почек начнут расти побеги, однако ближе к осени обрезка верхушки уже не вызовет роста. Почка остается покоящейся. Такое поведение возникло в результате истори­ческого развития как приспособительная реакция. Действительно зачем растению осенью сочный невызревший побег, который вымерзнет зимой? Теперь, если даже поместить растение в теплицу, почки в рост не тронутся. Способность прорастать появляется только после воздействия холодом. Продолжительность воздействия холодом варьирует между различными видами растений и даже между сортами. Короче период необходимого воздействия холодом для сортов ябло­ни, в происхождении которых участвовали сибирская ягодная яблоня или ранетки. Еще короче он в сравнении с плодовыми у большинства ягодных кустарников.

По причине покоя почек плодовые культуры умеренного пояса, например яблоню, не удается выращивать в субтро­пических районах, где прекрасно чувствуют себя цитрусовые культуры.

Взрослая стадия. Начинается она с того момента, ког­да растение готово плодоносить. Часто наступление взрос­лой стадии сопровождается изменением внешних морфологи­ческих признаков: прекращается образование новых колючек у плодовых культур, крупнеют листья, у них появляется опушение, толще становятся побеги.

Первый признак взрослой стадии — цветение. Подготовка его у плодовых растений начинается в июле-августе пред­шествующего года изменением поведения меристемных кле­ток в почках, у которых в верхушке вегетативной почки начинают закладываться зачатки цветка. Люди давно пытают­ся понять, при каких условиях начинают формироваться цветочные почки, что этому способствует и что мешает.

Установлена обратная зависимость от роста: чем сильнее рост, тем меньше вероятность образования цветочных почек. На постижении этой истины строятся многие приемы агро­техники, например отгибание ветвей плодового дерева из вертикального в горизонтальное положение, при котором рост их замедляется или останавливается. Замечено также, что при хорошем фотосинтезе и достатке сахара в побегах цветочные почки закладываются охотнее, чем при его не­достатке. Это тоже породило агротехнические приёмы, иногда неожиданные.

Проблема дифференциации тканей в растительном орга­низме не вполне понятна людям и до сих пор. Может быть, вы видели кинофильм, в котором люди колотят палками по стволу дикой груши в лесах Кавказа, чтобы заставить ее цвести и плодоносить? Размышляя над этим народным прие­мом, мы пришли к выводу, что при таких «побоях» в коре нарушаются пути передвижения питательных веществ из-за сминания клеток проводящих пучков, задерживается отток питательных веществ от листьев к корням; в итоге почкам достается та пища, из которой они дифференцируются в цветочные. Вероятно, первую грушу в тех краях кто-то побил в сердцах, а получив на следующий год обильный урожай, поведал об этом соседям. Впрочем, не торопитесь колотить деревья в вашем саду, если они не «желают» цвести. Есть более цивилизованные способы стимуляции цветения и плодоношения. Позднее мы расскажем вам о них.

Дифференциация тканей, переход их в новое качественное состояние происходит в результате сложных взаимоотношений внутри растительного организма и в связи с условиями внеш­ней среды. Внутри организма большую роль играют ростовые вещества, выработка которых связана с условиями среды,— свет, тепло, влага, пища. Во многих садах есть яблоня Ураль­ское наливное. У нее цветочные почки образуются на побегах прошлого года, то есть побег успевает за лето вырасти, зало­жить вегетативные почки, из которых путем дифференциации успевают образоваться цветочные почки, и смотришь — висят яблоки гроздьями. Но если год влажный и холодный, яблок на прошлогодних ветках не ищите, распустятся лишь листоч­ки, так как цветочных почек не образовалось.

Иногда для растений короткого дня препятствием к за­цветанию является его большая продолжительность. Сейчас считается, что к началу образования цветочных почек подает­ся биохимический сигнал каким-то веществом гормональной природы, которому дали название — флориген, но пока его не нашли и не выделили. Конечно, для начала процессов, веду­щих к цветению и плодоношению, нужны определенные усло­вия внешней среды, например температурный. Пройдя холод­ный период, цветочные почки плодовых и некоторых других растений, например лука, получают возможность цвести. Для однолетних растений этот процесс назвали яровизацией. Впрочем, известно и явление деяровизации, когда расте ния,прошедшие яровизацию, нагревают и выдерживают до высадки в теплых условиях, предупреждая цветение. Канад­ские фермеры хранят лук-севок при температуре около 0°, он не портился. За это время он проходит яровизацию и готов пойти в стрелку. Чтобы этого не случилось; за две-три недели до посадки температуру в хранилище поднимают до 26 градусов, лук деяровизируется и не стрелкуется.

Развитие плода. Разделяется на 4 фазы: 1. Заложение тканей плода, 2. Развитие до опыления. 3. Рост после опыления 4. Созревание и старение.

Зарождение плода происходит одновременно с ростом цветка за счет деления клеток до опыления и увеличения их размера после опыления. Только у некоторых садовых расте­нии (например у тыквенных) рост и деление после опыления соседствуют. В первый период роста плода процессы регулируются растением. Опыление запускает новые механизмы регулирования их роста. После оплодотворения ростовые вещества, формирующие плод,— ауксины — начинают посту­пать от формирующегося семени, а питание — от листьев и корней дерева, поэтому красивый, товарного вида плод получиться лишь в том случае, если на дереве на него прихо­дился четыре десятка листочков и хорошо прошло опыление. Еслили семена завязываются не во всех семенных камерах, плоды вырастают однобокими (яблоня, земляника).

Конечный результат — созревание. Оно отмечается повы­шением интенсивности дыхания по мере созревания плодов. При снижении температуры с 22 до 2° этот процесс замед­ляется, что позволяет продлевать срок хранения плодов.

Старение. После того как сформировался и начал созревать плод, и однолетние, и двулетние растения отмирают. Иногда это происходит внезапно и очень быстро, как на полях зерновых злаков, в других случаях процесс идет более мед­ленно, особенно у многолетних растений, жизнь которых можно продлевать умелой обрезкой. В процессе созревания плодов происходит быстрый и у многих растений полный отток питательных веществ из отмирающих стеблей и листьев н плоды. Природа жертвует отмирающим растением ради бу­дущей жизни, заключенной в семени плода.

Когда, мы наблюдаем удивительное явление природы: из проростков появляются новые растения, растут, цветут и дают плоды,— возникает желание понять, как происходят сложные изменения в клетках, органах, тканях. У многолет­них растений этот цикл ежегодно повторяется, у двухлетних и однолетних плодоношение — последнее действие, за кото­рым следует старение и смерть. Почему, пока растение не выросло, не появится цветок? Отчего до появления бутона не начинает расти клубень картофеля? Налицо закономер­ность: пока не прошла одна стадия развития, не наступает другая. На эти и другие вопросы наука всегда искала и ищет ответы. Давайте вместе с нами наблюдать и думать над всеми этими удивительными природными явлениями.

В садоводческой практике принята система, разработанная П. Г. Шиттом, выделяющая девять возрастных периодов у плодовых деревьев.

возрастных периодах жизни (пунктиром показана зона изреживания корней и ветвей, сплошной — зона новых корней и веток)

  1. Рост. Период от прорастания семени до первого пло­доношения. Он занимает два-три года у ягодных кустарников и до 10 лет и более у плодовых. С ростом связано понятие скороплодности плодовых растений. Чем быстрее они прохо­дят этот период, тем сорт ценнее. Обычно привитые саженцы яблони и груши уральских сортов наиболее скороплодны и начинают плодоносить на четвертый-пятый год.
  2. Рост и плодоношение. Период от первого плодоно­шения до начала наступления регулярных урожаев. Наиболее ценны сорта, у которых наращивание урожаев происходит быстро (за 2—3 года).
  1. Плодоношение и рост. Включает период от устойчивого плодоношения до максимальных урожаев. Рост дерева постепенно затухает, а урожаи возрастают. Чем продолжительнее этот период, тем ценнее сорт.
  2. Плодоношение. Период максимальных урожаев при прекращении роста. Наблюдается снижение товарных качеств плодов.
  1. Плодоношение и усыхание. Дерево достаточно обильно плодоносит, но существенно ухудшается качество и плодов. Приростов нет, отдельные ветви усыхают, уменьшается объем кроны.
  2. Усыхание, плодоношение и рост. Вместе с процессами усыхания появляются волчковые побеги на скелет­ных ветвях, которые начинают расти и образовывать новые ветви. Плодоношение затухает.
  3. Усыхание, рост и плодоношение. Нарастают процессы деградации. Растение лучше выкорчевать.
  4. Усыхание и рост. Постепенно отмирают все стадии структуры. Плодоношение прекращается.
  5. Рост. Старое дерево гибнет, растут новые ветви от основания дерева. Оставлять дерево для нового роста нецелесообразно.

В практике пользования этой схемой 6—8 пункты объ­единяют, так как обычно это возраст раскорчевки садов.